суббота, 17 января 2009 г.

Идущие впереди

Those Who are Ahead of Us

ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ

Леонардо да Винчи

Джон Скотт Расселл
Александр Князюк

В предлагаемой публикации использованы материалы из подготовленной к изданию рукописи книги "Солитоны в Мировом Океане" академика Украинской Академии наук А.Князюка, чело­века открытого и неординарного, автора открытия аквакванта, неизвест­ного ранее, но реально существующего явления матери­ального мира, вносящего коренные изменения в уровень нашего познания. Академик А. Князюк с присущей ему откровенностью и открыто­стью разрешил нам использовать в наших публикациях отдельные фрагменты его гениального творения.

Перевернута последняя страница с виду небольшой и скромной, еще не оконченной рукописи. Но меня потрясло великолепие содержимого в ней. Это было описание, на первый взгляд, незначительного события в Мировой науке. Но, вдумав­шись в прочитанное, понял громадьё того, что я прочитал. И меня охватила гордость за наш народ, за нашу Украину, за верного и скромного сына нашего народа, нашей Украины, за этого внешне непримечательного, но в тоже время и неординарного человека – академика Александра Князюка, автора только что прочитанной мною неоконченной рукописи.

И вспомнил я великого творца эпохи Возрождения итальян­ского ученого Леонардо да Винчи, на столетия опередившего Мировую науку. Он первым правильно представил и выразил в чертежах конструкцию подводной лодки, которая могла бы еще в ту эпоху открыть новую эру в исследовании Мирового Океана будь понят в то время ее создатель. Вспомнил я еще одного такого же неуемного в своих исканиях человека, чью эстафету подхватил академик А. Князюк. Это талантливый шотландский ученый Скотт Расселл, который писал в первой половине XIX века: "Я наблюдал за движением баржи, которую быстро тащила вдоль узкого канала пара лошадей, когда внезапно баржа остановилась – вся масса воды в канале пришла в движение; вода собралась у носа корабля в состоянии бурного волнения, затем вдруг оторвалась от него и покатилась вперед с большой скоростью, приняв вид большого уединенного возвышения; округлый, гладкий, четко выраженный холм воды продолжал свое движение по каналу без видимого изменения формы или уменьшения скорости. Я бросился за этой волной верхом на лошади и догнал ее, когда она все еще двигалась со скоростью около восьми или девяти миль в час, сохраняя первоначальную форму, и имела около тридцати футов в длину и от фута до полутора в высоту. Ее высота постепенно уменьшалась, и после одной или двух миль погони я потерял ее в изгибах канала. Так в августе месяце 1834г. произошла моя первая случайная встреча с этим необыкновенным и прекрасным явлением, которое я назвал Волной Переноса …" Это были первые, осознанные наблюдение и свидетельство уединенной волны, сделанные Скоттом Расселлом, которые оставались необъясненными в течение более 60 лет до появления теоретических исследований.

Первое теоретическое подтверждение работам Расселла было сделано двумя голландскими исследователями Кортевегом и де Фризом, которые в 1895 г. получили свое знаменитое уравнение распространение волн в одном направ­лении по поверхности мелкого канала. Этим было поло­же­но начало фундаментальных исследований явления "SolitaryWave" ("SW").

Мировой науке потребовалось еще 70 лет, чтобы узнать о присущих уединенной волне свойств частиц. Забуски и Крускал в 1965 году обнаружили, что эти волны проходят друг через друга без изменения форм и лишь с небольшим фазовым сдвигом, который приводит к тому, что начальное состояние почти повторяется, как в задаче о первоначально линейных системах, в которые была привнесена нелинейность как возмущение. Поскольку две или больше таких волн сталкиваясь, не разрушаются и не рассеиваются Забуски и Крускал назвали уединенную волну такого типа soliton (от лат. sоlitary-уединенный), греческое окончание "on" используется для частиц, и поэтому слово "солитон" подчеркивает тот факт, что поведение уединенной волны подобно поведению частицы.

Понадобилось еще 30 лет, чтобы в 1995 году украинский ученый академик Александр Князюк обнаружил и спустя почти 10 лет описал еще одно замечательное свойство солитона, cвязан­ное с явлением аквакванта, "области сжатия" и замкнутого объема "заблокированной массы". Группа украинских ученых под руководством академика Князюка с помощью нанотехнологий воплотила используемую не обладающими способностью к акустической локации видами гидробионтов, наземных животных и пернатых коммуникативную систему дистантного осязания в технические средства, которые как нельзя лучше могут быть использованы в технологиях "SW" в интересах:

  1. создания эффективных средств защиты нефтеналивных су­дов (танкеров) и морских нефтяных платформ от нападе­ния террористов;
  2. изучения солитонов-монстров MaxWave, MaxIceWave, цуна­ми TDSWave в интересах повышения качества систем их ра­ннего оповещения и прогнозирования;
  3. совершенствования систем защиты побережья от последст­вий действия MaxWave, MaxIceWaves и TDSWave.
  4. защиты морских транспортных средств в портах, на якорных стоянках и др. от атак подводных пловцов-террористов;
  5. создания эффективных средств обнаружения и распознава­ния малошумных подводных лодок, "невидимых" для традици­онных средств подводной локации;
  6. создания стационарных систем учета рыбных запасов в ры­боводческих хозяйствах;
  7. создания средств раннего оповещения для систем защиты плотин, дамб и других cтратегических гидротехнических со­оружений от действий природных катаклизмов и экотерро­ризма;
  8. исследований возможности изменения направления движе­ния гигантских MaxWave в интересах предотвращения их совмещения с разрушительными ураганами и др.

Сколько еще должно пройти десятилетий, чтобы замечате­льное открытие замечательного ученого, нашего соотечествен­ника было понято и признано? Или, чтобы это открытие получило путевку в жизнь, Александру Князюку так же, как Константину Кебкалю и другим украинским ученым, надо покинуть страну?

В мировой науке довольно часто случалось, что важное открытие не получает должной оценки в момент своего рождения только потому, что состояние уровня знаний человечества в этой области на тот момент оказывается недостаточным для пони­мания сделанного открытия. Многие судьбоносные открытия по этой причине не были поняты современниками, а потому не были приняты и в большинстве случаев были преданы забвению. Мировой науке затем требовались долгие десятилетия и века, чтобы познать важность сделанного идущими впереди и принять как самих первопроходцев, так и их детища.

Природа – это неиссякаемый родник, из которого вдумчивый исследователь может почерпнуть бесконечное количество гени­альных идей. Открытия не дают право забывать о том богатстве научных идей и творческих инженерных решений, накопленных человечеством за пять тысячелетий цивилизации.Поэтому успехи и неудачи науки тесно переплетены с историчес­кими условиями развития общества. Во все времена новые, не классические идеи наука и общество не признавали и не хотели их осваивать. К примеру, работы Германа Людвига Фердинанда Гельмгольца (1821-1894) были теоретическими, они составили фундамент ма­тематической и теоретической физики. Окончате­льное станов­ле­ние этих наук связано, несомненно, с работами Джеймса Клерка Максвелла (1831-1879), но в первой половине XIX века чисто теоретический подход к физическим явлениям был, в общем-то, чужд большинству ученых. Здесь целесообраз­но упомянуть о впервые высказанном Гельгольмцем в лекции, посвященной физическим воззрениям Фарадея (1881 г.), пред­ставлении о существовании элементарного ("наименьшего возможного") электрического заряда ("электрических атомов"). На опыте электрон был обнаружен лишь шестнадцать лет спустя. Сочинение Гельмгольца "О сохранении силы" (силой в то время называли энергию), которое и в наши дни можно считать образцом глубины и ясности изложения, не было принято. Незадолго до смерти Гельмгольц так говорил об истории создания этой своей самой знаменитой работы: "Я намеревался только дать критическую оценку и систематику фактов в интересах физиологов. Для меня не было бы неожиданностью, если бы в конце концов сведущие люди сказали мне: "Да все это отлично известно. Чего хочет этот юный медик, распространяясь так подробно об этих вещах?" К моему удивлению, те авторитеты по физике, с которыми мне пришлось войти в соприкосновение, посмотрели на дело совершенно иначе. Они были склонны отвергать справедливость закона; среди той ревностной борьбы, какую они вели с натурфилософией Гегеля, и моя работа была сочтена за фантастическое умствование. Только математик Якоби признал связь между моими рассуждениями и мыслями математиков прошлого века, заинтересовался моим опытом и защищал меня от недоразумений".

Эти слова ярко характеризуют умонастроение и интересы многих ученых и ныне. В таком сопротивлении научного общества новым идеям есть, конечно, закономерность. В современной науке так же много своих Лапласов, Веберов, Кельвиных, не признающих и протививших всему новому, неординарному, не классическому; но очень мало своих Якоби, не подверженных косности и консерватизму в науке, т.е. там, где этого не должно быть. Говорят, что "здоровый консерватизм" даже необходим для развития науки, т.к. он препятствует распространению пустых фантазий. Но это не утешает, если вспомнить о судьбах гениев, заглянувших в будущее, но не понятых и не признанных своей эпохой.

Такие теории Гельмгольца как теория вихрей в жидкости и теория происхождения морских волн и определение скорости распространения импульса в нерве имеют непосредственное отношение к теории солитонов вообще и теории объемных солитонов в частности. Здесь уместно заметить, что теория солитонов тесно связана с вычислительными машинами. История в этом отношении преподносит поразительные совпадения. В августе 1834 года, когда Расселл наблюдал уединенную волну английский математик и инженер Чарльз Бэббидж (1792-1871) разработал принципы "аналитической" машины. Многие понимали необходимость вычислительной машины, но наука и общество еще для этого не созрели. Идеи Беббиджа на 110 лет опередили свое время, поскольку лишь в 1944 году появились первые автоматические цифровые машины.

Если человек не знает об уникальном явлении материаль­ного мира аквакванте, вносящем коренные изменения в уровень познания, это совершенно не означает, что его нет и быть не может. Аргументы типа: "Этого не может быть. Я ничего об этом не слышал" сродни чеховского "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Ну не слышал народ об аквакванте. Ну не знает он, что акваквант – это квант энергии поля объемных солитонов в стратифицированной жидкой среде. Ну и что из этого? Обратитесь к специалисту и постарайтесь в меру своих знаний предмета или своего интеллекта всё выяснить. Но не знание – не аргумент. Ведь истина до чрезвычайности проста: в природе существует явление аквакванта, но человечеству оно неиз­вестно, оно открылось какому-то одному упорному индивиду­уму и оно есть.

Чтобы оценить физическую природу, качественные и коли­чественные характеристики нового неизвестного ранее объек­тивно существующего явления материального мира, вносящего коренные изменения в уровень познания нужны целенапра­вленные исследования, отработка методик, научный поиск. Не надо пугаться мышления непривычного, нестандартного. Тради­ционная, классическая наука ортодоксальна и достаточно инер­ционна. Новому мешают подводные течения океана классической науки, кулуарные рифы, мели, водовороты вековых традиций. Представителям традиционной, классической науки носителя нового надо либо признать на голову выше себя, либо прибегнуть к голому отрицанию. Но голое отрицание не аргумент. Трудно им новое признать и ему следовать. Для этого надо это новое пропустить через себя и сделать частью своего миропонимания потому, что только так человек сможет изменить своё восприятие окружающей действительности. И многое тогда станет понятным до полной прозрачности. Случайностей в науке много, даже больше, чем порой можно предположить. И только исследователь с развитой интуицией может точно почувствовать, где простое совпадение, а где действует система, закон какими трудно различимыми не были эти нюансы. Но очень мало на свете людей, которые об этой истине имеют представление. Ведь стереотипы классической науки вдалбливались столетиями. Они столетия тому были новыми, а за это время состарились, потеряли свою свежесть, но в головах людей остались. Открытие должно стать эталоном нормальности, преимущество его познае­тся в сравнении с правильными, но устаревшими теориями и концепциями. Если же сравнивать не с чем, если ему нет аналогов в Мировой науке, тогда надо воспринимать открытие как нечто само собой разумеющееся. Но, к сожалению, новое во все времена постоянно подвергается критике представителями классической науки, которых, к сожалению, всегда большинство. Но открытие нельзя утверждать голосованием, обосновывая это демократией. Демократию придумали люди, когда сорганизо­вались в общество, чтобы управлять этим обществом. И всегда появление нового сопровождается Проблемой. А раз есть Проблема, то должна быть и Программа, направленная на её решение. Об этом должны знать многие, а о полном содержании Программы - единицы, ибо излишняя преждевременная огласка может очень помешать реализации Программы, а, следовательно, и решению Проблемы.

Все гении, как правило, находились в конфликте с эпохой, в которой жили и которую на века опередили. Да Винче, Расселл, Гельмгольц, Беббидж, Абель, Галуа, Лобачевский, Остроградский – не полный перечень гениев, прошедших непризнание, конф­ликты, вековые забвения, отдавшие Планете Земля свои умы, таланты, жизни и не дожившие до признания своих идей и открытий.

Думаю, что как Скотт Расселл был бы обрадован, но не удивлен, если бы узнал, что его предсказание насчет огромной важности явления "SolitaryWave" нашло свое подтверждение во многих областях науки, так и Александр Князюк не будет удивлен, а будет только обрадован, если его предсказание насчет огромной важности сделанного им открытия найдет свое подтверждение во многих областях науки и техники. Вся плеяда этих замечательных ученых, в том числе, и итальянский творец эпохи Возрождения, и шотландский ученый, и украинский академик – это люди, чей ум и чьи творения опережают время, в котором они живут и творят. Они – впередсмотрящие корабля по имени "Земля". Они – идущие впереди!

Опубликовано: - К: Альманах "KNOW - HOW WORLDARENA", 05/06 2008, с. 139-142

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наверх