The USAIC Corporation
C сотворения мира связаны море с сушей, а человек и с морем, и с сушей неразрывными узами. Все моря земли представляют собой единый механизм – Мировой океан, который предназначен для мирного развития человечества, он мост дружбы между людьми. Поэтому надо хотя бы мысленно один раз в жизни каждому человеку встать на берегу Океана, чтобы не зависимо от своей воли душою почувствовать бесконечность океанского простора и непостижимость времени, и понять невозвратность прошлого и величие будущего, и увидеть, как векторы времени пересекаются и расходятся подобно небесным телам в космосе.
В попытках исследовать природу Мирового Океана сказывается естественное стремление человека глубже проникнуть в тайны Океана. Особое место занимают здесь работы по тематике противотеррористической и противодиверсионной обороны морских и прибрежных стратегических объектов, в частности, морских платформ шельфовых регионов разведки и добычи углеводородов, а также ключевых коридоров для транспортировки на мировые рынки нефти и природного газа с использованием основанных на предполагаемом открытии новейших технологий "SolitaryWave". Эти технологии позволяют создать средства пассивного обнаружения движущихся в воде от малошумных и малозаметных малых подводных форм (МПФ) природного и техногенного происхождения: от подводных боевых пловцов – диверсантов, – террористов, средств их доставки и миниподлодок и др. до современных малошумных атомных подводных лодок – АПЛ. Помня о постепенном израсходовании природных богатств, которые добываются на суше, развитые страны мира все большее внимания обращают на доступ к ресурсам Мирового океана, в частности, в акваториях шельфовых месторождений углеводородов.
Однако в СССР целые перспективные направления развития науки и техники подавлялись, если они либо шли вразрез с корыстными интересами корпораций-монополистов, либо противоречили принятым доктринам. Это характерно не только для СССР. В мировой науке довольно часто случалось, что важное открытие не получает должной оценки в момент своего рождения только потому, что состояние уровня знаний человечества в этой области на тот момент оказывается недостаточным для понимания сделанного открытия. Многие судьбоносные открытия по этой причине не были поняты современниками, а потому не были приняты и в большинстве случаев были преданы забвению. Мировой науке затем требовались долгие десятилетия и века, чтобы познать важность сделанного идущими впереди и принять как самих первопроходцев, так и их детища.
Но даже при таком подходе к новому, нестандартному, нетрадиционному, противоречащему официальным доктринам мышлению учитывая сверхактуальность, необходимость и целесообразность сформулированных проблем Решением Государственной Комиссии по военно-промышленным вопросам при ЦК КПСС и Совете Министров СССР от 24 апреля 1991г. № 58 были утверждены три фундаментальные темы. Общий объем бюджетного финансирования этих работ указанным Решением был определен в размере 9 (девяти) миллионов рублей, что на то время по курсу Национального банка составило 15 (пятнадцать) миллионов долларов USA. Головным исполнителем был определен СКБ "Электрон", ныне Институт Прикладной Океанографии Украинской Академии наук.
В процессе подготовки этого Решения было уделено особое внимание проблемам обеспечения выработки комплексных решений многогранной программы борьбы с терроризмом в различном его проявлении. А также была выработана концепция разработки принципиально новых нетрадиционных средств освещения подводной обстановки в акваториях ближайшего рубежа охранения (БРО). В частности, были рассмотрены вопросы создания прецизионных датчиков для систем БРО шельфовых морских экономических зон. Решение таких задач способствует повышению эффективности систем охраны шельфовых месторождений углеводородов, стратегических коридоров их транспортировки, а также побережья от атак МПФ природного и техногенного происхождения. МПФ это групповые и одиночные подводные боевики-камикадзе из различных террористических группировок, а также подводные разведывательно-диверсионные средства, входящие в состав амфибийно-транспорных групп военно-морских флотов ряда стран.
Сформулированная задача сверхактуальна, поскольку на сегодняшний день отсутствуют надежные средства освещения подводной обстановки, по проблемам:
- создания неизлучающей аппаратуры, что способна отслеживать летающие и передвигающиеся по земле или под водой цели;
- освещения подводной обстановки в интересах обеспечения охраны портов и бухт, шельфовых месторождений углеводородов и стратегических коридоров для их транспортировки и защиты объектов охраны от атак МПФ;
- негидроакустических технологий;
- неакустического сканирования мелководных прибрежных районов.
Наши политики увлечены вопросами доступа к вершинам власти в стране, поэтому естественно, что данная тема, как и другие научные перспективные темы ими серьезно не затрагивались, они им не интересны и не нужны. Но ведь не все же кризисы вокруг нашей страны могут быть связаны с вопросами приватизации или блокированием трибуны парламента. Тем более, что проблема энергетической безопасности не снята с повестки дня. Рано или поздно освоение нашей страной морских и океанских богатств станет важной слагаемой процветания Украины. Имеет место и ряд региональных проблем. Черное море все больше превращается в место, через которое осуществляется транспортировка энергоносителей и других важных грузов. Соответственно, стоит задача сделать безопасными процессы освоения шельфовых месторождений углеводородов и стратегических коридоров для их транспортировки. О необходимости защиты шельфовых экономических зон и морских коммуникаций от угроз морского терроризма и пиратства лишний раз говорить нет надобности, ибо сомалийские пираты эту проблему уже актуализировали. Кроме того, никто не брался подсчитать, к каким финансовым потерям приведет очередной шаг в потере имиджа Украины как морской державы, не способной обеспечить безопасность шельфовых морских экономических зон вообще и углеводородных шельфовых месторождений и их потоков в водах Черного и Азовского морей, в частности.
Противотеррористической и противодиверсионной обороне морских и прибрежных стратегических объектов и морских рубежей стран, прилегающих к Мировому океану, в том числе шельфовых месторождений углеводородов, а также стратегических коридоров для их транспортировки от атак МПФ во всем мире уделяется пристальное внимание.
Так, фирмой "DRS electronic system" (США) разработан транспортабельный комплекс средств наблюдения для мобильных отрядов противодиверсионной защиты береговых объектов RSSC (Radar Sonar Surveillance Center), в том числе, облегченный вариант этого комплекса "Си Сентри". В состав комплекса входят: мобильный пост наблюдения MSP (Mobile Sensor Platform), передвижной пост PSP (Portabl Sensor Platform), транспорта- бельный центр обработки данных, гидроакустические антенны.
Фирмой "Локхид-Мартин" на базе гидроакустических систем реализован проект стационарной системы контроля подводной и надводной обстановки вблизи береговых объектов "Си Сентинел".
Канадская фирма "C-TECH" ("Си-Тэч") разработала систему противодиверсионной защиты береговых объектов "Сидс" (CIDS – Coastal Intruder Detection System), в которой контроль подводной обстановки обеспечивает активная гидроакустическая станция (80 кГц).
Фирмами "Сим рад" и "СААБ инструментс" разработана аналогичная норвежско-шведская система "Ботл Кэп", в состав которой включена активная ГАС (100кГц).
Фирма "Сейф бридж ФБ" (Швеция) для защиты береговых объектов разработала систему "Барьер".
В состав системы “Барьер” включены: береговой центр, радиолокационные станции, гидроакустические станции, инфракрасные камеры, магнитный датчик, телевизионные камеры, подводная сеть с воротами, а также управляемый подводный аппарат, оснащенный гидроакустической станцией и телевизионными камерами.
В США главным разработчиком системы обеспечения охраны портов и бухт Соединенных Штатов выступает корпорация SAIC (Science Applications International Corporation – "Международная корпорация по применению научных достижений"), которая вот уже более тридцати лет работает в области гидроакустических технологий для подводного флота США.
Общим для всех современных, классических средств наблюдения разнообразных конфигураций является то, что их предназначение – это освещать подводную, надводную и воздушную обстановку в интересах обеспечения полной и объективной информацией боевые комплексы ближайшего рубежа охранения систем противотеррористической и противодиверсионной обороны морских и прибрежных стратегических объектов. Основу современных систем освещения подводной обстано- вки боевого комплекса ближайшего рубежа охранения составляют пассивные и активные гидроакустические системы и комплексы с комплектами гидроакустических антенн; сантиметровые радиолокационные станции; оптико-электронные станции с камерами, работающими в видимом и инфракрасном диапазонах спектра; телевизионные системы; магнитные обнаружители и другие, но также классические, традиционные средства, которые не в состоянии осуществить оптимальное обнаружение и распознавание движущихся малошумных МПФ природного и техногенного происхождения.
Однако, всем новейшим гидроакустическим средствам и станциям присущи масса недостатков, например, недостаточность оценки подводной и надводной обстановки, малая дальность обнаружения, в особенности новейших малошумных и "невидимых" для сонаров ПЛ, работа сонаров в активном режиме, позволяющая засечь лодку по отраженным сигналам, усугубляемая необходимостью наращивания мощности сонара для обнаружения целей с "малой отражающей способностью". Такая недостаточность чревата последствиями различной тяжести.
Борьба с терроризмом в любом его проявлении сложная и многогранная проблема. Особенностью морского (в частности, подводного) терроризма является то, что на сегодняшний день отсутствуют надежные средства освещения подводной обстановки ближайшего рубежа охранения. Применение же морских млекопитающихся и низкочастотных сонаров для этих целей является порочной практикой. Поэтому очень трудно переоценить то, что сделано в программе "SolitaryWave" в части обеспечения противотеррористической и противодиверсионной обороны. Потому, что отсутствие технологий оптимального, в том числе, и нетрадиционного обнаружения и распознавания движущихся малошумных МПФ лишает привлекательности системы освещения подводной обстановки. А построенные на основе классических, традиционных технологий освещения подводной остановки системы не могут обеспечить безопасность важных военных и государственных морских и прибрежных объектов, в том числе шельфовых месторождений углеводородов, стратегических нефтемаршрутов и ключевых коридоров для транспортировки на мировые рынки нефти и природного газа, повысить показатели безопасности и уязвимости флота и в особенности подлодок, а также обеспечить прикрытие охраняемых объектов от атак подводных пловцов-террористов-смертников из международных террористических организаций, например, "Аль-Каиды" и других полувоенных формирований, таких как формирования исламской милиции "Басидж", на вооружении которых могут быть субмарины-малютки класса северокорейских "Йоно" и иранских "Наханг" водоизмещением около 100 тонн, предназначенные в первую очередь для диверсионной работы. Террористическими организациями могут быть также взяты на вооружение пилотируемые подводные аппараты "Blue Space", разработанные в С.-Петербурге (РФ), разрабатываемые в США по заданию DARPA летающие подлодки и другие средства доставки боевых пловцов, снаряжения и т.п. Предположение, что международные террористические группировки могут попытаться провести атаки с участием обученных дайвингу террористов не ново, поскольку использование подводных тактик, по мнению специалистов НАТО, вполне соответствует modus operandi "Аль-Каиды". Внедрение результатов исследований позволит предотвратить несанкционированное проникновение подводных бойцов-диверсантов (террористов) не только в акватории шельфовых месторождений углеводородов и нефтегазовых транспортных коридоров, но и жизненно важных морских и прибрежных стратегических объектов. Это сделает практически невозможными атаки против кораблей и элементов береговой инфраструктуры с использованием подлодок, миниподлодок и боевых пловцов-диверсантов; скрытное минирование пловцами-минерами морских буровых платформ, подводных продуктопроводов, дамб, плотин и других стратегических гидротехнических сооружений, а также кораблей на якорных стоянках и, особенно, в чужих гаванях, акватории которых не могут быть полностью подконтрольны владельцам плавсредств.
При таком подходе предложенные новые подходы к разработке и созданию принципиально новых средств освещения подводной обстановки явились качественным скачком в создании боевых комплексов ближайшего рубежа охранения систем противотеррористической и противодиверсионной обороны морских и прибрежных стратегических объектов и морских рубежей стран, прилегающих к Мировому океану, в том числе шельфовых месторождений углеводородов, а также стратегических коридоров для их транспортировки от атак МПФ. Реализация этих планов возможна при условии наличия необходимого потенциала, составляющей которого является соответствующий количественно-качественный состав научно-исследовательских фирм и предприятий. Если признать убогость и ограниченность национальных интересов, отсутствие здоровых амбиций и не претендовать на достойное место для страны в мировом сообществе, то да, гидроакустики достаточно. Хотя очевидно, что наличие современных средств систем БРО и других систем вооружений позволит превратить охрану прибрежных стратегических объектов в силу, которая интегрирована в систему коллективной безопасности и обороны, способной осуществить защиту национальных интересов морского государства.
Без сильных и убедительных аргументов говорить о появлении многочисленных зарубежных заказов, а тем более о кооперации украинской обороной промышленности с европейскими "коллегами" просто смешно. Представляется, что одним из таких "аргументов" может стать действующий альтернативный боевой комплекс БРО.
Технологии, средства и системы, предлагаемые к разработке в рамках Комплексной Тематической Программы "SolitaryWave", серийное производство результатов фундаментально-поисковых исследований (ФПИ), научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также реализация на Мировом рынке результатов ФПИ и НИОКР требуют создания инфраструктуры, например, Корпорации USAIC–"Ukrainian Science Applications Interbranch (International) Corporation" ("Украинская межотраслевая (международная) корпорация по применению научных достижений"), которая обеспечит решение сформулированных в данной Программе задач и заполнит на Мировом рынке пустующую нишу. При отсутствии в настоящее время в Украине государственной регистрации научных открытий, корпорация USAIC совместно с Украинской Ассоциацией авторов научных открытий и Международной академией авторов научных открытий и изобретений может принимать участие в экспертизе, регистрации и выдачи дипломов на научные открытия в части своих научных интересов.
Базой для создания USAIC (рис.1) могут стать Институт Прикладной Океанографии Украинской академии наук (ИПО УАН) – Головной Разработчик Программы "SolitaryWave"; фирма-потребитель технологий "SolitaryWave", как конечного продукта результатов исследований; фирма-партнер научно-исследовательского профиля и промышленные предприятия не зависимо от форм собственности и стран пребывания, которые будут в процессе выполнения работ определены по согласованию с Головным разработчиком фирмой-потребителем конечного продукта.
Рис.1 Инфраструктура реализации технологий "SolitaryWave"
В соответствии с предлагаемой концепцией координирующие функции при реализации Настоящей Программы должны быть возложены на фирму-потребителя технологий "SolitaryWave", как конечного продукта.
Следует подчеркнуть, что предлагаемые методы и средства не наносят ущерба ни окружающей среде, ни ее обитателям. Результаты исследований аналогов в мировой науке не имеют, однако в Украине подобные разработки не ведутся, потому ряд технологий "SolitaryWave" не востребован в нашем отечестве.
Опубликовано:Альманах"KNOW-HOW WORLDARENA", 05/06 2008, с.112-116
Комментариев нет:
Отправить комментарий