Underwater Shield
Успешное решение задач морским или прибрежным стратегическим объектом возможно лишь при условии его надежного прикрытия различного рода средствами и силами. При этом особое внимание уделяется противовоздушной и противолодочной обороне. Но наиболее серьезную опасность для охраняемых объектов представляют малые подводные формы (МПФ) природного (живые обитатели водоемов как обладающие способностями к гидроакустической локации, так и не обладающие таковыми) и техногенного (сверхмалые подводные лодки, боевые пловцы-террористы, боевые пловцы-диверсанты, боевые пловцы-разведчики, водолазы-минеры, средства их доставки и др.) происхождения.
C сотворения мира связаны море с сушей, а человек и с морем, и с сушей неразрывными узами. Все моря земли представляют собой единый механизм – Мировой Океан, который предназначен для мирного развития человечества, он мост дружбы между людьми. Поэтому надо хотя бы мысленно один раз в жизни каждому человеку встать на берегу Океана, чтобы не зависимо от своей воли душою почувствовать бесконечность океанского простора и непостижимость времени, и понять невозвратность прошлого и величие будущего, и увидеть, как векторы времени пересекаются и расходятся подобно небесным телам в космосе.
История кораблестроения и экономики нерасторжимы с древней, как мир, авантюрой мореплавания, и корабль на море еще во времена парусного флота превращается в мощный экономический фактор. К сожалению, сегодня Мировой Океан все больше и больше из мощного экономического фактора превращается человеком в театр военных действий. Все большее и большее развитие получает как отрасль науки и техники морское приборостроение. На морской поверхности и в морских глубинах идет настоящая война технологий, победу в которой одержит сторона, которая сможет обеспечить для своего флота, например, возможности пассивного неакустического обнаружения подлодок и кораблей противника на бóльших расстояниях, чем позволяют новейшие современные пассивно-активные акустические системы используемые противником, с бóльшей точностью, способами не демаскирующими собственные силы излучателями сонаров, и не зависящими от шумности или "сонарной невидимости" современных надводных и подводных кораблей.
Стабильность и безопасность ключевых нефтегазовых транспортных коридоров, шельфовых месторождений углеводородов и стратегических нефтемаршрутов, а также защита танкеров на не контролируемых акваториях имеют важное значение для стратегии по обеспечению долгосрочной энергетической безопасности и оставлять их без охраны нельзя. Поэтому силы и средства, обеспечивающие стабильность и безопасность этих важных международных морских и прибрежных объектов должны быть оснащены новейшим электронным оборудованием, в том числе, новейшими системами освещения подводной обстановки.
Система прикрытия охраняемого объекта строится по зонально-объектовому принципу, сочетает прикрытие района и организуется в ближней и дальней зонах.
В зоне дальнего охранения обзор подводной обстановки ведется пассивными гидроакустическими средствами стационарных систем, авиации, подводных лодок и надводных кораблей.
Основная задача сил ближнего охранения не допустить использования МПФ, а также оружия (ракет, торпед и т.п.). Они должны контролировать акваторию радиусом, достаточным для обеспечения надежной обороны объекта или района от удара разнородных МПФ.
Как правило, боевые пловцы самостоятельно действуют в радиусе 10 км от объекта и на глубинах до 15 м. Атакуют они, в основном, группами при одном старшем, редко в одиночку, но наиболее часто действуют парами. Поэтому очень важно обнаружить средства доставки боевых пловцов на рубеж самостоятельных действий.
После обнаружения МПФ пассивными средствами (если оно, разумеется, осуществлено), для их классификации и уточнения местоположения используют гидроакустические станции и комплексы в активном режиме. В этом случае происходит демаскировка сил охранения, и противник принимает доступные ему контрмеры как в целях выполнения своей боевой задачи в целом, так и направленные на выявление и последующее уничтожение средств охранения.
При таком подходе целесообразно в общей системе охраны стратегических объектов, в частности, и морских (океанских) побережий, в целом, выделить ближайший рубеж охранения (БРО), как самостоятельную систему. Здесь могут быть применены разного рода системы и комплексы освещения подводной обстановки (ОПО) для обнаружения, слежения и выдачи формуляров сопровождаемых целей. В этих комплексах могут быть применены как гидроакустические, так и другие средства, которые регистрируют аномалии, сопутствующие движению малошумных МПФ природного и техногенного происхождения.
Технические характеристики самых современных, самых совершенных классических, в частности, акустических, систем для этих условий достигли своих предельных возможностей. Им присущи масса недостатков, например, недостаточность оценки подводной обстановки, работа сонаров в активном режиме, позволяющем засечь излучатель по его сигналам, усугубляемая необходимостью наращивания мощности сонара для обнаружения целей с "малой отражающей способностью".
В этом отношении неакустическим средствам, созданным на основе группы технологий "SolitaryWave" на сегодняшний день в Мировой науке и практике нет ни альтернативы, ни тем более, конкуренции. Самые невидимые, практически самые неразличимые для современных классических систем локации в океанских глубинах подлодки даже под многометровой ледовой "шапкой" обнаруживаются и распознаются средствами "SolitaryWave". Обнаруживаются и распознаются и малые подводные формы. С помощью средств "SolitaryWave" обеспечивается повышение уровня безопасности шельфовых месторождений углеводородов и стратегических нефтемаршрутов, ключевых нефтегазовых коридоров и танкеров на неконтролируемых акваториях; улучшаются показатели безопасности и уязвимости подводного флота.
Исследования "SolitaryWave" позволяют утверждать, что существует принципиально отличающийся от традиционных методов механизм, с помощью которого можно обнаружить движение МПФ. Наиболее ярким подтверждением существования такого мало изученного на сегодняшний день механизма является наличие органов чувств обнаружения исследуемого движения в живой природе, например, у щук, акул, колюшек, миног и других гидробионтов, не обладающих способностью к гидроакустической локации. Живые обитатели водоемов этого класса обладают гидродинамическим восприятием аномалий гидрофизического поля и реализуют пассивные методы гидрофизической локации. Морские млекопитающиеся дюгони и ламантины, обладающие способностью к гидроакустической локации, проводят жизнь среди скал и зарослей морской травы с преимущественной активностью в ночное время. Подобный образ жизни дополнительно требует наличие высокоразвитого аппарата ориентации. Функции такого аппарата выполняют высокоразвитые органы дистантного осязания – рецепции ближнего действия в виде большого количества специальных осязательных волосков – вибрисс на морде животного и отдельных жестких щетинок по всему телу. Рецепции ближнего действия реализуют систему БРО в живой природе. Наличие таких органов чувств обнаружения движения в живой природе дали толчок новым подходам к вопросу создания систем ОПО и разработки принципиально новых, неакустических средств ОПО, построенных на использовании не известных ранее эффектов и явлений. Правомерность такого вывода подтверждена результатами исследований Л.М. Бреховских (СССР), Жака Кусто (Франция), Евгении Кларк (США) и ряда других ученых.
Исследованиями "SolitaryWave" впервые в мировой науке доказана реальная возможность практического использования методов навигационной гидробионики в гидролокации.
Одним из возможных подходов, дающих надежду на получение качественного скачка в части создания высокоэффективных систем ОПО является возможность практического использования сопутствующих движению малошумных подводных тел природного и техногенного происхождения пространственных проявлений в морской среде, на свободной поверхности и в приповерхностном слое атмосферы.
С различными видами таких проявлений встречались исследователи в разных местах и в разное время. Так, на Белом море сотрудники НПО "Гранит" (г. Санкт-Петербург, РФ), наблюдавшие в экстремальной ситуации резкое изменение скоростного напора, на Балтийском море сотрудники ВВМУРЭ им. А. Попова (г. Петергоф, РФ) наблюдали изменение электропроводности морской среды с учетом макро - и микроэффектов, сотрудниками КБ "Шторм" (г. Киев, Украина) зафиксированы дальности обнаружения ПЛ в Арктике в сотни и на Балтике – десятки километров, аквалангиста сотрудники СКБ "Электрон" – ныне ИПО УАН (г. Киев, Украина) обнаруживали на расстояниях не менее 50 м.. Аналогичные явления, названные "эффектом падающих вихрей", исследователи наблюдали в атмосфере (ЦНИИМаш Российского авиационно-космического агентства).
Для технологий "SolitaryWave" не представляет технической сложности обнаружение и распознавание самых совершенных, невидимых для классических систем гидролокации, подводных лодок. Средства, созданные с применением технологий "SolitaryWave", также обладают высокой точностью классификации целей. Например, при наличии априорной информации, они способны отличить мужчину от женщины, дельфина от человека, малые объекты природного происхождения от аналогичных объектов техногенного происхождения и даже две разных подлодки одного типа друг от друга. При чем все эти возможности достигаются в пассивном (неизлучающем) режиме.
Трудно обнаружить абсолютно черную кошку в абсолютно темной комнате особенно, когда в комнате кошки нет. Это про традиционные, классические системы освещения подводной обстановки – не каждому дано все, что существует, увидеть. Но с помощью технологий "SolitaryWave", созданных на базе предполагаемого открытия, можно с высокой вероятностью в пассивном, не излучающем режиме определить, что в этой комнате никакой кошки нет, если ее там действительно нет, или обнаружить и даже распознать, если абсолютно черная кошка есть в абсолютно темной комнате, при этом кошка не узнает, что она обнаружена и распознана.
Разработка и внедрение систем, основанных на технологиях "SolitaryWave" позволит улучшить показатели безопасности и уязвимости флота и в особенности подлодок, как в плане обнаружения противника, так и в плане предотвращения столкновений как друг с другом, так и с лодками потенциального противника. Также, это будет способствовать повышению безопасности мореплавания в районах существенного ограничения свободы маневрирования, где требуется от экипажей военных кораблей, и в особенности АПЛ, особой осторожности и тщательности в оценке надводной и подводной обстановки во избежание катастрофических столкновений.
"SolitaryWave" является уникальным инструментом для исследования протекающих в океане процессов взаимодействия движения тел с жидкой средой, поскольку любые акустические колебания, включая самые низкие частоты – это периодические колебания, имеющие частоту как характеристику, а в теории "SolitaryWave" понятия "частота" нет в принципе. Характеристика "SolitaryWave" связана с формой "переходного" слоя фронта и спада "SolitaryWave" (протяженностью) и скоростью распространения самой "SolitaryWave", а никак не с "частотой" в общепринятом значении этого слова. Второй характеристикой может быть "средняя частота" прихода волн, но это тоже не частота в общепринятом смысле слова. Применение слова "частота" тут не более логично, чем применение этого слова к распаду радиоактивных элементов - некая частота вылета продуктов распада, регистрируемая датчиком (счетчиком Гейгера, например) есть, но в основе лежит не периодический, а случайный (в нашем случае псевдослучайный) процесс.
Образования типа "SolitaryWave" распространяются в океане практически без затухания. Именно благодаря этому системы "SolitaryWave" имеют очевидное преимущество в решении широкого круга задач на акваториях, размеры которых составляют сотни и даже тысячи километров. Однако, для практического воплощения этого потенциального преимущества необходимо исследовать целый ряд принципиальных и заранее неочевидных проблем формирования полей "SolitaryWave" в океане в условиях дальнего распространения на такие дистанции.
"SolitaryWave" – это реально существующее, но неизвестное пока что науке явление материального мира. Это что-то наподобие действия радиоволн или магнитного поля Земли – они существуют, но подержать в руках их нельзя. А относительно его восприятия, то это зависит от уровня подготовки, осведомленности человека с данной тематикой. Разработки о заблаговременном оповещении относительно приближения из моря или океана какой-то опасности, о защите побережья, кораблей, гидротехнических сооружений, портов и терминалов, шельфовых месторождений углеводородов, стратеги- ческих нефтемаршрутов и ключевых нефтегазовых коридоров от объемных солитонов (TDSWave), гигантских поверхностных солитонов (MaxWave, MaxIceWave и TorusWave) или от подводных террористов при применении технологий "SolitaryWave" помогут избежать разрушительных катастроф с огромными человеческими жертвами и материальными потерями.
Исследования "SolitaryWave" показали, что и мелкомасштабные объемные солитоны – TDSWave, нарушающие спокойствие подводного царства в сверхнизкочастотном диапазоне; и волны-монстры – MaxWave, и MaxIceWave водяные и ледяные поверхностные гигантские солитоны; и цунами – TorusWave, гигантские тороидальные солитоны, всё это разновидности солитонов, которые отличаются друг от друга по мощности и внешнему виду, по статистическим параметрам и сопутствующим признакам, по полезности и катастрофичности, по воздействию на среду обитания всего существующего на планете и т.д. Но объединяет их то, что они продукт взаимодействия излученных из "области сжатия" акваквантов с окружающий средой. В процессе перемещения упомянутые солитоны оставляют за собой жидкость в том же состоянии, переносят полученную "заблокированную массу", заключенную в замкнутом объеме, и под действием вязкости теряют свою энергию, подвергаясь необратимым деформациям.
Мы не говорим, что технологии "SolitaryWave" лучшие в мире потому, что ни одна технология в мире не может сделать то, что умеют технологии "SolitaryWave" в части обнаружения и распознавания движущихся малых подводных форм (а тем более крупных) в пассивном режиме. Такой уровень недоступен даже в активном режиме ни одной самой современной, самой совершенной классической технологии в мире, ну не дано им такого.
Мы не говорим, что технологии "SolitaryWave" лучшие в мире еще и потому, что сравнивать эти технологии просто не с чем – они пионерские, они просто единственные и уникальные, аналогов в Мировой науке и технике им нет.
Технологии "SolitaryWave" – это самое прекрасное, что есть в Мировой науке и технике нашего времени. А опередившее время открытие "SolitaryWave" – это ослепительный миг, летящий сквозь столетия по небосводу Мировой науки.
Еще одним замечательным свойством систем "SolitaryWave" является то, что они своими воздействиями на окружающую среду не наносят абсолютно никакого ущерба ни самой среде, ни ее обитателям. Основные результаты исследований "SolitaryWave" могут быть практически применены так же при проведении океанологических, медико-биологических, метрологических и других исследований.
Результаты исследований аналогов в мировой науке не имеют, однако в Украине подобные разработки не ведутся, потому ряд технологий "SolitaryWave" не востребован в нашем отечестве.
Опубликовано:-К: "Национальная безопасность Укратны" (Аспект) № 9-10 2007. с.55-59
2 комментария:
Александр Николаевич, хочу обсудить такой момент. На мой взгляд использование технологии обнаружения подводных объектов по "солитонному отпечатку" возможно лишь как дополнительный информационный источник о подводной ситуации, так как ничто не мешает "противнику" создать "солитонный шум". Рассматривали ли Вы такую возможность "зашумления"?
obmenki.com! Благодарю за ваше внимание к нашему блогу. Наш блог не застывшая масса, он развивается и растет. Если вы будете внимательно следить за событиями, то вскоре увидите статью, в которой найдете исчерпывающий ответ на свой вопрос.
С ув. АН
Отправить комментарий